КАКОЙ ПРОПУСК ВЫДАВАТЬ? РАЗОВЫЙ ИЛИ ПОСТОЯННЫЙ?
Как известно, одной из составляющих обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) является организация субъектами транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) надлежащего пропускного и внутриобъектового режима на ОТИ, элементом которого, в свою очередь, является оформление и выдача пропусков.
Основания и процедура оформления и выдачи таких пропусков предусмотрены Правилами допуска на ОТИ, являющимися приложением к соответствующим требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, утвержденным Правительством РФ.
В частности, Правилами допуска на ОТИ (далее – Правила), являющимися приложением к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638 (далее – Требования) предусмотрены два вида пропусков для прохода (проезда) физических лиц и/или автотранспортных средств в зону транспортной безопасности ОТИ - разовый и постоянный.
Необходимо сказать, что вид выдаваемого физическому лицу пропуска (разовый или постоянный) зависит от «статуса» физического лица, которому выдается пропуск. Этот «статус», как следует из содержания Правил, зависит от того, является ли физическое лицо работником самого СТИ либо работником юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ на основании гражданско-правового договора.
Если вид пропуска, выдаваемого субъектом транспортной инфраструктуры своим работникам, вопросов не вызывает (согласно подпункту «а» пункта 2 Правил им выдается постоянный пропуск на период действия трудового договора), то работникам иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ на основании гражданско-правового договора, субъекты транспортной инфраструктуры зачастую выдают разовые пропуска, приравнивая их к посетителям ОТИ, что противоречит Требованиям.
В этой связи существует судебная практика, определяющая правомерное поведение участников пропускного и внутриобъектового режима, дающая определение, кого и когда считать «посетителем» ОТИ и в каких случаях физическому лицу выдается постоянный или разовый пропуск.
Так, правовая позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2022 № Ф08-10529/2022 по делу № А32-14338/2022, определяет, что «исходя из смысла и содержания подпункта "в" пункта 2 Правил допуска на ОТИ следует, что гражданин, в отношении которого требуется выдача постоянного пропуска, должен иметь статус работника юридического лица (обратившегося с письменным обращением), а юридическое лицо имеет действующий договор, обуславливающий деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ такого лица. По смыслу содержания пункта 5 Правил допуска на ОТИ следует, что гражданин, в отношении которого требуется выдача разового пропуска, не должен иметь статус работника юридического лица по действующему договору (обратившегося с письменным обращением), соответственно такие граждане являются обычными посетителями».
Выдача субъектом транспортной инфраструктуры разового пропуска физическому лицу, являющемуся работником юридического лица, имеющего действующий договор, обуславливающий деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ, как для обычного посетителя, является прямым нарушением подпункта "в" пункта 2 Правил допуска на ОТИ. Такому лицу надлежит выдать постоянный пропуск, как работнику юридического лица, осуществляющего деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ в рамках срока действия договора с субъектом транспортной инфраструктуры.
Просим обратить внимание субъектов транспортной инфраструктуры при принятии решения о выдаче разового или постоянного пропусков и действовать в соответствии с действующим законодательством.
Принятие неверного решения о выдаче разового пропуска вместо постоянного пропуска (или наоборот) является нарушением законодательства о транспортной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Основания и процедура оформления и выдачи таких пропусков предусмотрены Правилами допуска на ОТИ, являющимися приложением к соответствующим требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, утвержденным Правительством РФ.
В частности, Правилами допуска на ОТИ (далее – Правила), являющимися приложением к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638 (далее – Требования) предусмотрены два вида пропусков для прохода (проезда) физических лиц и/или автотранспортных средств в зону транспортной безопасности ОТИ - разовый и постоянный.
Необходимо сказать, что вид выдаваемого физическому лицу пропуска (разовый или постоянный) зависит от «статуса» физического лица, которому выдается пропуск. Этот «статус», как следует из содержания Правил, зависит от того, является ли физическое лицо работником самого СТИ либо работником юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ на основании гражданско-правового договора.
Если вид пропуска, выдаваемого субъектом транспортной инфраструктуры своим работникам, вопросов не вызывает (согласно подпункту «а» пункта 2 Правил им выдается постоянный пропуск на период действия трудового договора), то работникам иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ на основании гражданско-правового договора, субъекты транспортной инфраструктуры зачастую выдают разовые пропуска, приравнивая их к посетителям ОТИ, что противоречит Требованиям.
В этой связи существует судебная практика, определяющая правомерное поведение участников пропускного и внутриобъектового режима, дающая определение, кого и когда считать «посетителем» ОТИ и в каких случаях физическому лицу выдается постоянный или разовый пропуск.
Так, правовая позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2022 № Ф08-10529/2022 по делу № А32-14338/2022, определяет, что «исходя из смысла и содержания подпункта "в" пункта 2 Правил допуска на ОТИ следует, что гражданин, в отношении которого требуется выдача постоянного пропуска, должен иметь статус работника юридического лица (обратившегося с письменным обращением), а юридическое лицо имеет действующий договор, обуславливающий деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ такого лица. По смыслу содержания пункта 5 Правил допуска на ОТИ следует, что гражданин, в отношении которого требуется выдача разового пропуска, не должен иметь статус работника юридического лица по действующему договору (обратившегося с письменным обращением), соответственно такие граждане являются обычными посетителями».
Выдача субъектом транспортной инфраструктуры разового пропуска физическому лицу, являющемуся работником юридического лица, имеющего действующий договор, обуславливающий деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ, как для обычного посетителя, является прямым нарушением подпункта "в" пункта 2 Правил допуска на ОТИ. Такому лицу надлежит выдать постоянный пропуск, как работнику юридического лица, осуществляющего деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ в рамках срока действия договора с субъектом транспортной инфраструктуры.
Просим обратить внимание субъектов транспортной инфраструктуры при принятии решения о выдаче разового или постоянного пропусков и действовать в соответствии с действующим законодательством.
Принятие неверного решения о выдаче разового пропуска вместо постоянного пропуска (или наоборот) является нарушением законодательства о транспортной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 11.15.1 КоАП РФ.
17.10.2024